С момента запуска Evolution как конкурента WRX, Evo стал одним из самых знаковых современных раллийных автомобилей.
Слухи, что его производство может быть закрыто, вызвали в интернете яростное негодование. Теперь, в десятом поколении, Evo все еще имеет много общего со своей богатой историей.
Mitsubishi Lancer Evolution I (1992)– скромное начало легенды. Дебютировавший в 1992 году, Lancer стал главной раллийной машиной Mitsubishi, когда спорт сместился в сторону меньших автомобилей. И так же, как Impreza WRX STI, Evo был более успешным, чем его предшественник.
Для создания Evo Mitsubishi взял двигатель и трансмиссию от Galant VR-4 (предыдущая раллийная машина от Mitsubishi и один из величайших слиперов Японии) и установил его в меньший Lancer. В общей сложности этот автомобиль завоевал меньше Кубков Конструкторов в WRC, чем Impreza, но финскому гонщику Томми Мякинену удалось пилотировать первым четыре раза подряд, в том числе в сезоне 1998 года, где Mitsubishi также получил Кубок Конструкторов.
Первый Evo имел 2,0-литровый турбированный двигатель с четырьмя цилиндрами, который производил 244 лошадиных сил.
С Evolution II (1993) Mitsubishi не стали изобретать колеса, а только усовершенствовали предыдущую версию автомобиля. Улучшилась управляемость и устойчивость на высоких скоростях, а также немного увеличилась мощность того же двигателя.
Evolution III (1995 )многие считают одним из лучших Evolution за всю историю автомобиля. Он получает все больше визуальных отличий от предыдущих моделей. Появляются более агрессивные бампера, воздухозаборники для охлаждения тормозов, более агрессивный спойлер. Третье поколение было выпущено в двух комплектациях – GSR и RS. Комплектация RS отличалась упрощенным салоном и меньшим весом – 1190 кг. GSR имела не такой простой интерьер, поэтому вес составлял 1260 кг.
Автомобиль будет развиваться на протяжении многих лет, а каждое поколение будет обозначаться римской цифрой в конце его названия. Мощность никогда не увеличивалась на много, текущий Evo X производит 291 лошадиную силу, но системы помощи водителю стали гораздо сложнее и их стало куда больше, а таким образом комфорт и управляемость Evo X сейчас просто невероятно хороши. Некоторые версии автомобиля были более мощными, так как существует множество вариаций для различных рынков.
Evolution IV (1996) получил полностью изменную платформу. Двигатель и трансмиссия поменялись для лучшего баланса и управляемости. Mitsubishi впервые применил в этом поколении систему активного заднего дифференциала AYC. Также Evo 4 получил новые противотуманные фары и новый дизайн задней части, который стал традиционным для этой модели.
Evolution V (1998) сделан на основе переработанного Evo IV специально для WRC, который в 1997 году создал новый класс – World Rally Car. Автомобиль стал значительно агрессивнее и получил регулируемое антикрыло. Также это поколение приобрело обновленный интерьер, усиленный кузов, расширенное шасси, улучшенный турбокомпрессор, тормоза Brembo и 17-дюймовые колеса.
Обновления Evolution VI (1999) коснулись охлаждения и увеличения жизни двигателя. Также автомобиль получил обновленный кузов, а противотуманки уменьшились и сместились к бокам для улучшения воздушного потока. Была выпущена еще одна комплектация – RS2 и Tommi Mäkinen Edition.
Следующее поколение – Evolution VII (2001) - стало тяжелее, так как было основано на новой платформе Lancer Cedia. Также это поколение впервые получило автоматическую трансмиссию.
Так как автомобиль становился все популярнее после своих побед в ралли, серый рынок Evo рос очень быстро. Размер серого рынка в Великобритании был одним из самых крупных. Впервые официально Evo был продан через Ralliart - внутреннее тюнинг-подразделение Mitsubishi. В этом были некоторые преимущества, так как это привело к нескольким спецификациям специально для Великобритании. Первой из них был RS Sprint - настроенная Ralliart облегченная версия Evo VI RS, мощностью 330 лошадиных сил.
Начиная с Evolution VIII (2003) Великобритания начала получать линию FQ Evo. Автомобили обозначались как FQ300, FQ320, FQ340 и FQ400, номер обозначал количество лошадиных сил каждой модели (хотя фактическая мощность каждого была на 5 л.с. больше числового обозначения). Это означает, что 405-сильный FQ400 является самым мощным заводским Evo, хотя тюнеры довольно часто выжимали из других моделей ту же мощность. При всей этой дополнительной мощности в сочетании с поразительной управляемость FQ400 довольно лихо прошел трек Top Gear всего на 1,1 секунды медленнее, чем Lamborghini Murcielago. А на треке Bedford Autodrome Evo обогнал Audi RS4 и Porsche Carrera 4S.
Evolution IX был представлен в 2005 году. Все хорошее подошло к концу. Evo IX стал последним поколением, которое получило двигатель 4G63. Система изменения фаз газораспределния MIVEC увеличила выход до 286 лошадиных сил и крутящий момент до 289 Нм.
Mitsubishi Lancer Evolution X (2007) знаменует собой новую эру в эволюции Lancer. Агрессивный кузов, новый полностью алюминиевый двигатель и секвентальная коробка передач с двойным сцеплением полностью отделили 10-е поколение от всех предыдущих.
В прошлом году глава отдела по международной продукции Гаю Эусеги дал интервью журналу AutoCar и намекнул, что производство Evo будет закрыто. Mitsubishi хотел закончить строительство своего последнего интересного автомобиля и сконцентрироваться на электрических и гибридных установках.
В настоящее время японский автопроизводитель объявил, что работает над Evo XI, который поступит в продажу в течение ближайших трех лет. Mitsubishi также подтвердил, что машина получит гибридную установку, с который автомобиль все еще будет в состоянии разгоняться до 100 км/ч менее чем за 5 секунд. Никакие другие подробности до сих пор не известны.